Этот урок посвящен рисованию портрета. Методика рисования портрета не слишком сложна, но времени на работу уходит много. Так что запаситесь терпением. Надеюсь, результат вашей работы вас порадует. А трудиться мы будем над созданием вот такого рисунка:
Рисунок 1 – Итоговая иллюстрация
Рисовать будем портрет выдающегося человека, обладающего при этом яркими чертами лица и приятной внешностью. На портрете – режиссер и актер Мишель Руссо.
Как всегда, мой верный помощник, - планшет для рисования на компьютере Wacom Intuos3 A4. Графический планшет – очень полезная вещь для тех, кто увлекается рисованием. Но если вы его еще не приобрели, не стоит расстраиваться, обычной мышкой тоже можно рисовать. Используемая мною в этом уроке программа для рисования портретов – Corel Painter 11 версии.
Рисунок 2 – Графический планшет для компьютера Wacom Intuos3 A4
Итак, начнем. Для начала займемся рисованием портрета карандашом. Создаем новый документ, задавая разрешение больше стандартного (у меня обычно 400-500). Определяем форму головы, наклон, расположение туловища. Проводим осевые линии. Одна линия проходит по центру лица: лоб, нос, подбородок. С помощью остальных линий делается разметка, на каком уровне будут располагаться глаза, нос, брови и т.д. Если вы в рисовании новичок, то сначала стоит попробовать работать над простыми ракурсами.
Рисунок 3 – Определяем форму, наклон головы, обозначаем направляющие линии
Немного отвлекусь, вернувшись к теории. Рассмотрим стандартные пропорции головы. Не будем вдаваться в возрастные особенности пропорций. С ними можно ознакомиться, прочтя книгу анатомии для художников или книгу уроков рисования человека. Условно голову можно разделить на три части:
Рисунок 4 – Стандартные пропорции головы человека
Конечно, бывают исключения. Но основы пропорций при рисовании портретов знать нужно.
Теперь, добавив новый слой, начинаем прорисовывать черты лица. При этом не убираем направляющие. Обращаем внимание на форму глазниц, форму надбровных дуг, челюстной угол.
Рисунок 5 – Прорисовываем черты лица, оставив направляющие
Делаем слой с направляющими линиями невидимым. И продолжаем рисование портрета, работая над деталями.
Рисунок 6 – Убираем направляющие. Работаем над деталями
Займемся проработкой глаз, бровей, носа. Детально прорисовываем форму глаз, верхнее и нижнее веко, зрачок, радужку, не забываем про слезное озеро. В технике рисования портрета карандашом следует обязательно учитывать параллельность штрихов. Мы не просто «закрашиваем» поверхность. Накладывать штрихи нужно как бы вдоль поверхность, определяя тем самым ее форму. В нашем случае портрет будет цветным, так что карандашом мы только обозначаем места теней, углы наклона и прочие детали.
Прорисовываем губы и подбородок. Здесь обращаем внимание на бугорок, угол челюсти.
Рисунок 8 – Рисуем губы, подбородок
Займемся рисованием уха. Это одна из сложнейших частей, поскольку количество деталей велико. Углубления, завитки, козелок и противокозелок – все это требует сосредоточенности.
Теперь взглянем на получившийся портрет карандашом издалека. Всегда полезно уменьшать, увеличивать время от времени рисунок. Так проще увидеть его недостатки. Внесем некоторые детали, дорисуем одежду и волосы. Пока тщательно не прорисовываем волосы, определяем лишь направление и структуру (в нашем случае - завитки). На этом будем считать наш карандашный набросок завершенным.
Рисунок 10 – Рисунок портрета в карандаше. Набросок
Наконец, самое приятное – работа с цветом. Сразу сталкиваемся с важной задачей – выбором палитры. Очень-очень важно правильно подобрать цвета для кожи. Взгляните на вашу модель, какой тип кожи у нее? Просто так угадать цвет сложно. Гораздо удобнее найти в интернете фотографии людей со сходной кожей и взять цвет оттуда. В палитре должны быть кроме основных оттенков цвета бликов, теней, рефлексов. Для этого надо сразу решить, каким будет задний фон. У меня фон позади мужчины – холодный серо-сине-черный.
Рисунок 11 – Подбор палитры цветов кожи
С помощью инструмента Airbrush наносим цвет. Уровень opacity 70-80%, чтобы не получить пережженный рисунок. В местах с мелкими деталями уменьшаем размер кисти. Там же, где не требуется большая точность, – увеличиваем. Сразу определяемся, где расположен источник света. У нас – слева от модели. Поэтому левая часть лица более светлая, а правая – темная. К тому же не забываем про тени.
Рисунок 12 – Наносим цвета на портрет с помощью инструмента Airbrush
Аналогичным образом рисуем глаза, губы и остальные части. А вот к рисованию щетины нам нужно подготовиться основательно – создать подходящую кисть. Открываем Brush Creator (Ctrl+B). Выбираем инструмент Liquid Ink, а для него кисть Coarse Camel и экспериментируем с настройками. Нам нужно, чтобы кисть рисовала небольшие черные щетинки, причем не совсем равномерно.
Рисунок 13 – Создаем кисть для рисования щетины: инструмент Liquid Ink
Получаем примерно такой результат (улучшим, исправим и дополним на следующих этапах рисования портрета):
Рисунок 14 – Применяем созданную кисть
Наконец наше поэтапное рисование портрета подошло к работе с волосами. Для этого также создадим несколько кистей. Первая кисть – на основе Liquid Ink. Во вкладке Size изменяем значение Expression на Pressure. Это позволит регулировать нажим кисти, если вы рисуете пером на графическом планшете. Изменяя значение Feature, подбираем расстояние между волосками.
Рисунок 15 – Создаем кисть для рисования волос: инструмент Liquid Ink
Следующая кисть для волос более мягкая, на основе масляной кисти Oils. Аналогичным образом изменяем значение Expression на Pressure, подбираем подходящие параметры. Волосы мужчины на нашем портрете – угольно-черные. Но если у вашей модели цвет волос другой, можно с помощью вкладки Color Variability задать некоторую вариацию цветов, придав тем самым разнообразие и естественность. Обычно для этого требуется совсем немного изменить положение ползунка для HSV цветов (около 3%). Сохраняем наши кисти.
Рисунок 16 – Создаем кисть для рисования волос: инструмент Oils
Все же с помощью этих двух кистей нарисовать волосы будет сложно, потому что между ворсинками кисти большое расстояние и придется долго трудиться, чтобы в итоге не было пустот. Поэтому делаем так: с помощью Airbrush рисуем «основу». Причем используем цвет более светлый, чтобы следующие темные слои были видны. И теперь применяя только что созданные кисти, рисуем волосы. Отражение света, блики, более глубокие тени обозначим на следующих этапах рисования портрета.
Рисунок 17 – Рисуем волосы с помощью созданных кистей
Чтобы видеть общую картину, займемся фоном и одеждой. С фоном все просто – учитывая расположение источников света, наносим крупными мазками серо-сине-черный цвет. На белой футболке также крупной кистью обозначаем тени, складочки и прочее.
Рисунок 18 – Работаем над фоном и одеждой
Пока что наш портрет выглядит малопривлекательным. Пришло время поработать блендером и смешать цвета. Я использовала в этом уроке рисования портрета Soft Blender Stump. Но думаю, у каждого художника свои предпочтения.
Рисунок 19 – Смешиваем цвета с помощью Blender
Прорабатываем детали - займемся губами. Над верхней губой и под нижней – светлые промежутки. Добавляем немного светлых красно-розовых тонов поперек нижней губы. Можно использовать для этого инструмент Chalk, но результат будет более резким (больше подходит для женского портрета). Я же хочу сделать губы мягкими, поэтому использовала обычный Airbrush.
Рисуем глаза и брови. Смешиваем блендером, пока не добьемся однородности цвета, добавляем «блеск в глазах».
Рисунок 21 – Рисуем глаза и брови
Пришло звездное время для красивых волос. Смотрим, как ложатся завитушки, и серым цветом проводим несколько линий в местах отражения света. Затем слегка затираем блендером, но не сильно размазывая.
Рисунок 22 – Прорабатываем волосы: добавляем глубокие тени, блеск
Теперь стараемся, чтобы не было видно резких переходов цветов (если это не требуется специально). Для этого работаем блендером: меняем opacity от 3 до 20%. В итоге получаем вот такой портрет:
Рисунок 23 – Портрет после тщательного проработки блендером
Я решила в итоговый рисунок добавить фотографический эффект, поэкспериментировав с глубиной резкости. Резкость правой стороны лица слегка уменьшим. Обычное размытие Blur не подойдет. Поэтому как всегда, воспользуемся блендером, выставив opacity не больше 15%. И вот наш результат:
Рисунок 24 – Готовый портрет
Автор урока – Ирина Gitane.